Самыми ценными тканями по сей день остаются восточные: не только тонкие китайские шелка, но и иранские, и индийские расписные полотна. Европейские ткани по сравнению с мусульманскими представляли собой весьма посредственное явление на протяжении многих столетий. В период VIII-IX веков одними из лучших текстильных мастерских считались Александрийские, которые работали с материалами из самых разных регионов. 

Рынки Дамаска и Алеппо пестрели разнообразными богатыми тканями, расписанными вручную причудливым орнаментом. На Востоке сложилась уникальная для средневекового мира текстильная индустрия, которая в отличие от многих других видов ремесел упоминается в исторических источниках. В первую очередь, о тканях говорят как об элементе оформления интерьеров и варианте политического подарка.

Мусульманская святыня в Мекке – Кааба – была также оформлена тканями, вышитыми вручную золотыми нитями. Сейчас мы привыкли видеть Каабу обернутой в черную кисву – ткань с золотыми надписями. Но раньше ее стены украшали ткани разных цветов: красного, зеленого и даже белого. Традиция покрывать Каабу черной тканью зародилась в эпоху Аббасидов и сохранилась до наших дней. Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая сделана из чистого золота. В течение нескольких столетий кисва изготавливалась в Египте как из местных материалов, так и из тканей, привозимых из Индии, Судана и Ирака. Но в XX веке указом первого саудовского короля Абд аль-Азиза ибн Сауда в Мекке была основана особая ткацкая фабрика для изготовления покрывала Каабы, и с 1927 года до наших дней кисва производится уже в самой стране. Общая площадь современной кисвы равняется 658 квадратным метрам, состоит она из 47 частей, длина каждой – 14 метров, а ширина – 101 см. Материал украшен аятами Корана, вышитыми золотыми и серебряными нитями. 

В Европе сопоставимой индустрии текстиля в VIII-IX веках не было. Ткани были априорным искусством Востока, и остаются им до сих пор, если речь идет об изготовлении художественно ценных шедевров ручного труда.

Центральным образом для изображения на тканях становится крылатый зверь сенмурв — существо с птичьим хвостом — и крылатый лев (антиохийские ткани). Сенмурв — фантастическое существо в иранской мифологии, царь всех птиц. Симург обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов. Образ Симурга имеет различную трактовку. Чаще он воспринимается как вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах Симург является сторожем, воссоздающим на горе, отделяющей потусторонний мир.

Павлин в искусстве востока превращается в устойчивый образ красоты и закрытого недоступного райского сада. В древних культурах Индии и позже в Иране великолепный хвост павлина стал символом всевидящего Солнца и вечных космических циклов. В ряде традиций (Индия, Византия) считается царской птицей, его изображения — распространённое украшение тронов, наряду с драгоценными камнями, металлами и солярными животными (лев, орел).

Изображение гвоздики стало наиболее популярным цветочным мотивом в конце XV – начале XVII века. Цветок может изображаться более крупным или вытянутым, с листьями и без, с гладко затканными лепестками или с подробным тонким узором. Гвоздика чаще всего означала царскую власть.

       

Мотив граната, скорее всего, появился на восточных тканях благодаря итальянскому влиянию. Гранаты могут быть сложены в вазе, быть плод может быть представлен как распустившийся цветок или отдельный плод, заполненный тонким узором. Гранат является символом плодородия и изобилия, возрождения и бессмертия, эмблемой любви и брака. В мифологии гранат символизирует бессмертие. В джанне, цветущем саду мусульманского рая, где растут «плоды, и пальмы, и гранаты», он служит усладой для бессмертных праведников. Также у итальянских ткачей восточные мастера позаимствовали мотив артишока.

      

Узор в виде раздвоенного листа или цветка — ислими — пришел в Османскую империю из искусства сельджуков. Существует версия, что данный мотив тотемического происхождения, в котором зооморфные формы со временем трансформировались в стилизованные растительные.

Стилизованное изображение кипариса также можно часто встретить на восточных тканях. Как правило, кипарис изображали на надгробиях, а в качестве элемента для декора тканей этот элемент становится популярным в XVIII веке.

Орнамент восточной ткани развивается не нарративно, повествовательно, а по зеркальной инверсии. Схожие орнаменты можно найти в тканях и гобеленах северной Италии, в особенности в Венеции. Есть мнение, что с большой вероятностью это связано с тесными торговыми связями Венеции с Османской империей. Таким образом происходил своеобразный обмен художественными традициями. Одними из наиболее популярных орнаментов становятся сасанидские мотивы X-XI века — гепарды, изображенные в обратной перспективе. 

Среди основных черт восточных тканей можно назвать:

  • множественную инверсию, расходящуюся по полотну;
  • раппорт ткани является симметричным по отношению к соседнему.

Типы построения композиции восточного орнамента:

Лимон / турундж / шемсели — сетка из заостренных овалов. Благодаря особой форме у арабов такой орнамент получил название турундж, т.е. «лимон». Турки называли этот мотив «шемсели» (от арабского «солнце»). Европейская публика была знакома с этой композиционной схемой достаточно давно, а именно века с XV;

Шахматная раскладка — диагонально-линеарная последовательность, состоящая из одного и того же паттерна.
Каждый элемент существует отдельно,
без объединяющей сетки;

Изразцовый узор или узор из восьмиконечных звезд и крестовидных мотивов был заимствован из персидской керамики. Чаще всего этот мотив встречается на бархатных и шерстяных тканях XVII века;

Долашмалы — огибающий мотив, появившийся не раньше XVI века. Долашмалы — композиция из вертикально расположенных вьющихся стеблей, из которых вырастают плоды и листья;

Чинтамани — ассоциация со шкурой зверя, их не встретить в городских или периферийных мастерских, они встречаются лишь в дворцовых кругах и, соответственно, ткани с таким мотивом мы встретим лишь в царских одеяниях. Мотив чинтамани состоит из двойных изогнутых полос и строенных кружков. 

Удивительное и изысканное искусство тканей Востока безусловно повлияло на русское декоративно-прикладное искусство. Восточные ткани использовались для церковных облачений и царских нарядов, в интерьере ими обтягивали мебель и стены. Мотивы восточных полотен переносили на росписи храмов. Надеемся, что и вы вдохновились восточными мотивами, которые можно впоследствии отразить в своих творческих задумках. 

Наши курсы:

Меню