Традиционные головные украшения: история и традиции

  1. Главная
  2. Журнал
  3. Традиционные головные украшения: история и традиции
Художник Олег Федоров

Традиционный русский костюм — это целый комплекс, который состоит из одежды, обуви, различных аксессуаров, а также косметики и прически. Костюм, как правило, рассматривается с точки зрения двух функций: практической и знаковой. И если практические особенности комплекса решаются в основном непосредственно одеждой (крой, состав материала), то знаковую функцию исполняют аксессуары и элементы декора одежды (вышивка).

Украшения чаще всего являлись маркерами принадлежности человека к той или иной этнической, социальной или половозрастной группе, соответствовали мировоззрению людей, их верованиям и обычаям. Кроме того, создавая определенный образ, украшения формировали восприятие человека другими людьми.  Традиционный женский головной убор — законченная целостность, совокупность украшений, носимых той или иной возрастной группой конкретной этнической или культурной общности в определенный исторический период.

Художник Олег Федоров

Особенности головного убора определялись не только этническим происхождением владелицы, но и теми культурными, политическими контактами, которые имел ее этнос с ближними и дальними соседями. Важно отметить, что традиционный головной убор мог отражать не только контакты, происходившие при жизни женщины, но и те, что имели место задолго до ее рождения. 

Существует еще более древний пласт заимствований — возникшие на основе античной традиции готские ювелирные украшения попали на Русь из Скандинавии в эпоху викингов. А на Руси, в зависимости от восприятия их местной средой, или остаются редкостью и предметом импорта, или прочно входят в быт русичей и становятся основой для ювелирных украшений, разрабатываемых местными мастерами.

Не последнюю роль во влиянии на характер головного убора играет возрастная группа, к которой относится его владелица. Согласно этнографическим данным, при переходе женщины из одной возрастной группы в другую менялся и ее костюм, а следовательно и головной убор. Так, выходя замуж, девушка разделяла свою косу на две, которые укладывались вокруг головы и закрывались повойником.

Художница Марина Федорова

Украшения, так же как и вышивка, размещались по костюму не произвольно, а маркируя наиболее уязвимые и важные участки тела. Это объясняет особое внимание к украшению височной части головы, темечка, запястий, ворота, подола  — мест, через которые недобрый дух мог пробраться под одежду хозяйки и навредить ей. Некоторые головные уборы также несли особую семантику. Например, «рогатые» кичкообразные головные уборы замужних женщин символизировали рога коровы, отмечая важность роли женщины в семье — плодородной кормилицы.

Особая знаковая нагрузка есть и в расположении украшений в костюме, чему соответствует определенная иерархия уровней в человеческом теле. Уровень головного убора сопоставляется с небесами. В древнерусской традиции голову женщины украшают колты с солярной и христианской тематикой, драгоценные княжеские диадемы с перегородчатой эмалью. С небесной символикой связываются и почти все типы височных колец и серег.

Художница Марина Федорова

Таким образом, головной убор является важной составной частью русского женского традиционного костюма. Он не только являлся социокультурным и возрастным маркером, но и выполнял сакральные функции, а также создавал неповторимый образ своей хозяйки, формируя восприятие женщины со стороны окружающих. 

Традиции создания народных украшений зародились еще во времена ювелирного дела Древней Руси, которые преображались с течением времени под влиянием различных культур, исторических событий, изменений социального строя. Традиция ювелирного дела в Древней Руси во многом была сформирована под влиянием Византии, чьи традиции переплелись с языческим наследием и творчеством русских мастеров. 

Традиционный русский костюм не прерывал свою эволюционную линию из века в век в народной среде. Это позволяет нам проследить постепенное развитие стилистики украшений, неизменно входивших в комплекс костюма. Стоит заметить, что в петровское время высшие слои общества отдали предпочтение немецкому платью, однако традиционный русский костюм продолжил свое бытование лишь в народной среде.

Автор: Ольга Каркавцева

Наши курсы:

Меню