Масленица – праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Языческое происхождение этого праздника сложно отрицать, да и стоит ли, ведь русская народная культура по сей день полна древних поверий и традиций. 

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал  холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица давала возможность всем людям, и в первую очередь молодежи, от души повеселиться перед длительным Великим постом.

Главным событием воскресного дня масленичной недели был обряд проводов Масленицы, известный по всей России. В северных и центральных губерниях Европейской России горели костры. Девушки и парни заранее собирали по деревне дрова, жерди, солому, бересту, стружки, старую деревянную утварь, изношенные соломенные постели, лапти, рваную одежду. 

В центр будущего костра вбивали длинное бревно. Его обвивали соломой, сеном, тряпками, обмазанными дегтем. На вершину бревна водружали колесо или соломенное чучело Масленицы. Затем до самой вершины укладывали дрова и весь горючий материал так, чтобы костер принял форму конуса. А чтобы все это не развалилось, вокруг вбивали в землю жерди, связывая их вершины. Крестьяне верили: чем выше будет пламя костра, тем лучше будет урожай на следующий год и тем больше девушек выйдет замуж.  

В южнорусских губерниях Европейской России надо было, как там говорили, «Масленицу сжечь». Очевидец из Калужской губернии рассказывал: «Берут бабью худую рубашку, набивают соломой, и за деревней толпа девок и парней с криками «ура» сжигают чучело и приговаривают: «Вон пошла!». Когда костер затухал, и пламя становилось меньше, девушки прыгали через него в надежде очиститься от грехов, обрести здоровье на целый год, предохраниться от несчастий. Считалось, что масленичный костер поможет девушке освободиться от застенчивости и найти хорошего жениха.

Когда костер разгорится, начинается уличное веселье около него, молодежь танцует по умятому снегу, поет песни. Но вот пламя делается все меньше и меньше, в костер летят остатки масленичного обжорства: яйца, блины, лепешки. Это делается для того, чтобы маленькие дети, которые тут находятся, видели, что все молочное сгорело, и не просили бы его до Пасхи.

Чучело Масленицы олицетворяло собой злодейку зиму, которая у древних славян ассоциировалась с богиней Мареной. Чтобы навсегда прогнать стужу, покровительницу холода и смерти сжигали в жарком пламени костра. Масленица обычно представлена на празднике в виде человекоподобной фигуры из соломы или дерева, имевшей женский или мужской облик. Наибольшее распространение масленичные чучела получили в южных губерниях страны. Солому для тела Масленицы, как и все предметы ее одежды, следовало собирать из разных домов или покупать в складчину. Чучело изготавливалось обычно молодежью в четверг на масленой неделе. Его с шутками возили по деревне, устанавливали на катальной горке, а в Прощеное Воскресенье торжественно сжигали или разрывали, разбрасывали, топили.

Наши курсы:

Меню