А вы знали, что долгое время считалось, что пояс носили только мужчины. Так думали, потому что женские пояса из ткани хорошо разлагались в земле и их след терялся. А кожаные, которые носили только мужчины – нет. Но в дальнейшем ученые установили, что пояс был обязательной принадлежностью и женской, и мужской, и даже детской одежды.
Славяне очень верили в силу оберегов. Они окружали ими свой дом и самих себя буквально повсюду. И, конечно, поясу, как неотъемлемой части одежды они придавали обереговую силу.
Пояс носили с самого рождения. На младенца повязывали пояс – свивальник или обычную льняную ниточку. Этим обрядом его вводили в мир и оберегали от злых духов. И в дальнейшем на теле человека могло быть несколько поясов, но самым главным считался этот первый – который ближе к телу, под одеждой.
«Подпоясанного человека бес боится, леший в лесу не заведёт» – говорили в народе. Круг, который образовывал завязанный пояс, был идеальной формой, внутрь которой не смел проникнуть злой дух.
Заболев, человек снимал свой пояс и отправлялся в лес, находил там осину и просил у нее выздоровления: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». А после этого повязывал на ней больной поясок. Славяне верили в силу этого дерева, которое забирало хворь и отрицательную энергию.
Не обходилось без пояса и при новоселье. Первым в дом, как известно, впускали кошку, ну а затем входил глава семьи. Он держал в руках один конец пояса, а другой давал члену семьи и вводил его в дом. И так каждого. Похожая картина наблюдалась с животными. Когда покупалась корова, лошадь или другое животное, то перед ней на земле у ворот нового дома клали пояс, через который она должна была переступить. А хозяин тихонько приговаривал, чтобы животное забыло прежнего хозяина и легко подчинялось новому.
Особую роль отводили поясу во время свадьбы. Если девушка во время сватовства передавала жениху пояс – это значило ее согласие. А если сваты клали перед невестой пояс, сложенный кругом, то ей надо было в него прыгнуть с лавки. Это тоже означало ее согласие.
По традиции пояса жениха и невесты должны были быть красного цвета, который помогал защитить от сглаза. Нередко невеста преподносила будущему супругу пояс, сотканный ее руками. Но пояса были не только на одежде. Ими украшали расписные дуги на свадебной повозке. На поясах нередко изображали орнамент: ромбы и его вариации, связанные с плодородием и сексуальной силой; женские фигурки с полусогнутыми и опущенными вниз руками, олицетворяющие славянскую богиню Макошь – покровительницу женских работ и рукоделий; а также солнечные знаки
У славян считалось, что свадьба без даров – ненастоящая свадьба, поэтому невеста и родители готовили подарки заранее. В первую очередь это были пояса и полотенца. Дары имели престижное значение как показатель обеспеченности невесты, ее рукодельности и трудолюбия.Все ли носили пояс? И что грозило тому, кто выйдет в мир распоясанным?
Славяне не надевали пояс только в одном случае – во время родов. Так роженица воссоединялась с природой и призывала ее силы в помощь. Мужчина же был подпоясанным всегда. Оказаться без пояса было крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его, унизить. Отсюда появился глагол «распоясаться» – то есть вести себе против норм и порядков в обществе.
Славяне считали, что взрослому выйти не подпоясанным – позор, все равно, что голым. Помимо обереговых свойств пояс мог рассказать о социальном статусе человека, его роде деятельности и мировоззрении. К поясу часто подвязывали необходимые предметы. Женщины носили ладанки, а воины – ножи. Дети украшали пояса бубенчиками, звук которых отгонял от них нечистую силу.
В зависимости от материала и отделки пояса представляли большую материальную ценность. Правящее сословие могли иметь кованые из благородного металла пояса – золотые и серебряные, с дорогими камнями; кожаные с украшениями и тканые с пологой и серебряной нитью
В народе же были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи – вязаные, тканые, плетеные, иногда – шелковые тканые, плетеные фабричного изготовления. В каждом крестьянском хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские для повседневного употребления и праздничные.
Наиболее видимой частью пояса являются его концы. На них обращается особое внимание, поэтому они украшались кисточками, помпонами, бисером, жемчугом, серебряной и золотой нитью. Именно кисти делают пояс поясом. Без них это тканая полоса. Славяне украшали пояса вышивкой. Изображали тексты молитв, а иногда даже дату их создания. Очень часто встречается на поясах рисунок в виде ромба с крючками, как символ плодородия. Ромб встречается и в тканых и в вышитых узорах. Ромбу придавалось опять же магическое свойство.
Тканые пояса изготовляли в основном без ткацкого станка, а на дощечках. Узкие пояса шириной 2-4см делали из цветной шерсти, а более широкие пояса называли кушаками. Длина их достигала 3 метров, а ширина 10 – 30см.
В нашей мастерской на курсе «Ткачество» вы сможете прикоснуться к истории наших предков, овладев данным видом рукоделия, освоить его разные способы и создать для себя и своих близких неповторимые предметы интерьера и даже одежду.