Сказочный женский костюм с рогатой кичкой сложился в мещерских лесах, где встретить рогатого лося или стройную косулю было не в диковинку. Женщина, чью голову увенчивал этот необычный головной убор казалась хозяйкой этих мест, охраняющей, словно богиня, родной край, переданный ей священным животным, покровителем ее рода. Даже название некоторых частей костюма говорит о связи его с образами животного мира «рогатая кичка», «копыто» (средняя часть кички), «крылышки» две вышитые полоски ткани, спускавшиеся от ворота на спину. Значит, жило поверье, что ее родной край, ее божества помогали «оборачиваться» то лосихой, то птицей, если нужно было спасать свою или чужую жизнь. Этот костюм пропитан духом древнего предания, а в образе женщины, его хозяйки, проступают черты половцев, некогда терзавших рязанские земли.  

Кика (кичка) — древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока — без рогов, кокошник — с высоким передом). 

Этот головной убор представляет собой целый ансамбль элементов. Стеганая из толстого холста кичка на подкладке была основой конструкции. Сзади к ней прикрепляли «снур» — плетеный толстый шнур с широкой кистью, которую украшали крупным бисером. Он спускался вдоль спины, являясь символом языческого божества-животного. Передней части убора с помощью вставок из твёрдых материалов, например бересты, придавалась форма рогов, копытца или лопатки. Уши ограждали от дурного глаза и наговора путем наложения поверх кички шнура с удивительной красоты кистями, низанными из шелка и бисера. Назывался этот элемент убора «подзаушники», рядом с которым часто помещали «пушки» — шарики из белого гусиного пуха. Затылок женщины был закрыт полукругом кумачовой с холстинной подкладкой ткани, украшенным позументом, черным шнуром, блестками и лентами — «позатыльником». От этого полукруга спускалась низанная из крупного разноцветного бисера (белый, голубой, черный, желтый, вишневый) прямоугольная сетка, закрывавшая шею и часть спины. Кичка была головным убором замужних женщин, поэтому позатыльник закрывал все волосы, которые, согласно древним поверьям, обладали магической силой. По выходе замуж женщина становилась членом чужого рода и, чтобы не принести несчастье мужу, и его родне, она должна была тщательно прятать свои волосы.

Поверх этой непростой конструкции надевали «сороку» из красного кумача с вышитым золотым «очельем». Задняя часть сороки была закрыта «увивкой» — подковообразной дугой из холстинного жгута, обшитая сверху и с внутренней стороны кумачом, серебряным галуном, к нижнему краю пришивалась шелковая коричневая бахрома, оканчивающаяся блестками и лентами. При всей своей сложности рязанский головной убор не был перегруженным: чувство меры, присущее яркому народному искусству, не давало женщинам перейти в излишества и вычурность.  

Последние две детали — «крылышки», пришитые к «вороту» — узкой полоске цветной материи, унизанной бисером, стеклянными пуговицами и шелковым шнуром. Он застегивался сзади, где соединялись крылышки и «жерелок», покрывавшие спину и грудь. Жерелок низали из крупного цветного бисера, он ложился широким полукруглым воротником, напоминавшим княжеское «ожерелье» Древней Руси.

Раньше женский костюм был полон сакрального смысла, а рисунки и узоры на нем, переплетения цветов и украшений на нем рассказывали как о жизни людей, так и о судьбах целого народа. Костюмы были своего рода шифром, разгадав который, можно было узнать, что за человек перед тобой, откуда он, какому сословию принадлежит, каков его социальный статус, чем он занимается. Но кроме этой информации в костюме была заключена и тайна рождения, тайна бытия. Эти знания, пришедшие из языческой Руси, несколько веков бережно хранились народным искусством. 

Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. Славянские замужние женщины долгое время повязывали платок так, чтобы его концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Как и рога молодой Луны, они символизировали тот период жизни женщины, когда она могла подарить супругу наследников. Поэтому рогатую кичку можно считать ритуальным признанием связи человека с богиней плодородия. Кроме того, головной убор охраняет свою хозяйку от дурного глаза и злых духов. 

Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка «превращалась» в женщину, проходил обряд «расплетения косы». Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода. На неё надевали невысокий головной убор («кичка молодухи») с едва намеченным рогом. После рождения первого ребёнка молодуха, доказав свое плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Со временем эта традиция была утеряна и свадебные костюмы приобрели высокие «рога».

Рогатый головной убор впервые был упомянут в документе 1328 года. Кика была убором исключительно замужних женщин, в связи с чем получила название «короны замужества». Кики были особенно распространены в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. 

Процесс изготовления кики — долгий, требующий терпения и умения. Хранились такие уборы в семье подолгу, передавались из поколения в поколение. Поскольку кика носилась не один день и надевалась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники (на Пасху, на Рождество), в ее декоре использовались такие детали, которые призваны было скрыть следы времени на женском лице. Такую роль выполняла и упомянутое выше жемчужное «очелье», которое низко, до бровей спускалось на лоб, и тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» — привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Они успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей.

«В некоторых захолустьях еще и в настоящее время можно видеть у крестьянок и горожанок головной убор, похожий на перевернутый кузовок. Иногда он с рогами, сделан из лубка или проклеенного холста, обтянут позументом или тканью яркого цвета, украшен разными вышивками и бисером. У богатых баб я видел даже кики, украшенные дорогими каменьями», — так описывал кику знаток русского быта, этнограф и историк П. Савваитов.

Ношение кики стало преследоваться православным духовенством в XIX веке, крестьянок заставляли носить кокошники, а от языческой кички отказаться. Сохранились документы, из которых следует, что священникам строго предписывалось не допускать женщину в кике не только к причастию, но и в церковь. Это послужило основной причиной того, что к началу XX века жительницы южных губерний России стали носить просто повойники и платки, а кику же можно было встретить только изредка. В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов.

Наши курсы:

Меню