Народный женский костюм в живописи

  1. Главная
  2. Журнал
  3. Народный женский костюм в живописи

Художественный образ, который несет за собой народный женский костюм строится не только на его роли в жизни женщины, но и на представлениях и аллюзиях, которые придавали люди образу женщины в целом. Если мы обратимся к фольклору, то с легкостью обнаружим, что девушку часто сравнивали с птицей: лебедушка, голубушка, утица. Легкая, нежная, плавная, величественная, с красивым оперением, сладким голосом, особой заботой к своим деткам-птенцам и хлопотах о доме, семейном гнезде. Так и праздничный женский костюм полон величия но при этом содержит яркие детали, высокие головные уборы, будто имитируя яркое оперение птиц. Плавность силуэта, множество деталей, праздник и любовь к жизни — все это про русский народный костюм.

Безусловно, комплекс народного костюма особенно интересовал художников, желавших запечатлеть его в своих работах. Однако каждый из художников преследовал свои собственные цели и задачи. Но обо всем по порядку.

Для начала стоит упомянуть такое явление, как этнографический художественный рисунок. Собственно, это отображение народного платья «как было», с высокой точностью и достоверностью. Своего рода фиксация настоящих явлений. Здесь можно выделить работы Жерара Делабарта, который известен своими изображениями Москвы конца 18 века.

В 1830 году Федор Григорьевич Солнцев, академик и профессор Императорской Академии художеств, отправляется в художественно-археологическую экспедицию по старинным городам России, откуда привозит более 3000 акварелей, связанных с древнерусским искусством. С тех пор Ф. Г. Солнцев стал одним из главных знатоков древностей России. Работы Федора Григорьевича, изображающие женщин в русских традиционных костюмах, были собраны в единый альбом «Одежды Русского государства». На некоторых работах особое внимание уделено именно головным уборам, что позволяет более детально рассмотреть комплекс головных украшений того или иного типа. Художественные работы Ф. Г. Солнцева по сей день служат источником для формирования каталогов и экспозиций, посвященных традиционному народному костюму и древнерусскому искусству. Точная детализация, достоверность и красочность работ художника позволяют создать полное и верное впечатление о целом образе, который создавал комплекс народного костюма на своей хозяйке.

Этнографические рисунки можно встретить в творчестве Ивана Яковлевича Билибина, совершившего несколько экспедиций на Русский Север. Художник в основном известен иллюстрациями к русским народным сказкам, однако среди его работ мы встречаем как достоверные зарисовки памятников деревянного зодчества, так и иллюстрации бытования народного костюма Русского Севера. Итогом путешествий стала серия работ «Народы русских северных губерний» 1905 года издания. Работы И. Я. Билибина не столь детализированы, как рисунки Ф. Г. Солнцева, однако достоверны и наглядно демонстрируют основные особенности традиционных нарядов жительниц северных регионов России. Однако с творчеством И. Я. Билибина стоит быть осторожным, так как в наиболее известных своих работах, а именно иллюстрациях к сказкам, Билибин одевает героинь фольклора в костюмы хоть и несущие в себе основу костюма народного, но сами по себе являющиеся абсолютно сказочными.

На сегодняшний день одним из самых видных художников, работающих в жанре археологической живописи, следует считать Олега Владимировича Фёдорова. Работы О. В. Фёдорова основаны на археологических работах и зачастую иллюстрируют определенное погребение. Несколько работ художника посвящены древнерусскому женскому головному убору, на которых с высокой степенью детализации изображены украшения, найденные в ходе археологических исследований. Рисунки О. В. Фёдорова позволяют не просто понять форму того или иного украшения, но и увидеть, как оно выглядело в составе комплекса головного убора, его размеры относительно женского лица, воспринять образ, который создавался украшениями.

Выявлять достоверные изображения женского народного костюма в русской живописи бывает непросто. Для этого необходимо достаточно хорошо быть знакомым с народным искусством и непосредственно с комплексом женского костюма. Среди точных изображений хотелось бы выделить торопецкие портреты Абрама Клюквина с изображением девушек в особых кокошниках с жемчужными шишками, а также работы Семена Мошина середины 19 века, где с высокой детализированностью отображены комплексы женского костюма разных регионов России. Также следует упомянуть работу Владимира Егоровича Маковского «Свекор» и Алексея Ивановича Стрелковского «Женщина с мальчиком у колодца». Вообще, крестьянская тематика в творчестве русских художников получила особое развитие в творчестве передвижников, которые нередко обращались к сценам крестьянского быта.

Весьма достоверно изображен женский поволжский староверческий костюм на работах Михаила Нестерова, в особенности в цикле его картин, предположительно являющихся иллюстрациями романов Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Действие в романах разворачивается на Волге, в семьях староверов. Пожалуй, эти произведения можно считать настоящей энциклопедией купеческого старообрядческого быта. Мы можем наглядно увидеть, что изображенные Нестеровым наряды безусловно схожи с оригиналом. Глухой косоклинный сарафан был известен под названием «костыч», реже — «клинник». Шили его из домотканого полотна, набойки, темной шерстяной или шелковой ткани. Носили такой сарафан в основном старообрядки и «келейницы». В комплекс с сарафаном-«костычом» входили белая рубаха и темный платок, сколотый под подбородком. На других берегах, где влияние старообрядчества было более сильным, «костычи» носили и многие пожилые женщины. С сарафанами-«костычами» вместо рубахи часто надевали нарукавники» (два рукава, соединенные на спине и спереди поперечными планками).

Работы Василия Ивановича Сурикова также весьма достоверны в изображении как народного, так и древнерусского традиционного костюма.

Большинство знаменитейших произведений русской живописи, в которых мы встречаем образ народного искусства, не несут в себе достоверного изображения народного костюма, что никоим образом не умаляет их достоинств, но мы все же пытаемся рассмотреть данную проблему с несколько иной точки зрения.

Работы Виктора Михайловича Васнецова, казалось бы, несут в себе тот самый образ народного и исконно русского. Это одновременно и правда, и неправда. Полотна Васнецова действительно дышат русским фольклором, но именно фольклором, поэтому нельзя на их основе строить четкое представление о традиционном русском костюме. Безусловно, за основу Васнецов брал элементы подлинной народной и древнерусской одежды, однако по итогу его герои одеты именно в сказочные платья. Такие изображения с другой стороны делали народное искусство и исконно русское наследие более привлекательным для публики, оно представлялось окутанным тайной, некоей мистикой, романтизировалось. Но, к сожалению, не всегда воспринималось верно.

Работы Филиппа Малявина очень экспрессивны и стремятся передать ту праздничность, цветастость, радость народного костюма и народного гуляния. Художник даже не делает попыток к точному и детализированному изображению женского народного костюма. 

Из современных художников, обращающихся к народному искусству, хотелось бы выделить Андрея Ремнева. Его техника живописи сложилась во время работы в музее Спасо-Андроникова монастыря. Она строится на соединении приемов древнерусской иконописи, русской живописи 18 века, композиционных находок «МИРА ИСКУССТВА» и русского конструктивизма. Подобно художникам прошлого, Ремнев использует натуральные пигменты, стертые на желтке. Основные сюжеты его картин — удивительные женские образы, загадочные и порой неоднозначные. На некоторых работах Ремнева костюм имеет лишь некоторые черты народного женского комплекса, но на отдельно взятых работах точность и детальность изображения впечатляет. 

Сегодня народный костюм вновь становится объектом пристального интереса не только для искусствоведов, но и для дизайнеров, модельеров и, конечно же, художников. Создаются новые документальные фильмы, проводятся лекции и выставки. Надеемся, что интерес к женскому традиционному костюму не угаснет, а лишь продолжит служить пищей для новых открытий и вдохновением для творчества.

 

 

 

Наши курсы:

Меню