Рукоделие развивает художественный вкус, дарит мир в душе и порядок в мыслях, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. В конце концов, созидание прекрасного своими руками дарит истинную радость от проделанной работы. Постепенно ручной труд вновь начинает цениться в нашей стране, авторские изделия пользуются все большим спросом, а мастерицы обращаются к древним ремеслам в поисках вдохновения и казалось бы навсегда утраченных технологий.
В народе же всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание и плетение особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Исторические описания, относящиеся к XI веку, уже содержат в себе упоминания об искусстве соединения различных тканей в одном изделии. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии в XVII веке, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Долгое время лоскутное шитье (пэчворк или квилт) считалось самым «молодым» видом рукоделия. Однако найденная в Египте аппликация датируется 980 г. до н.э. А в скифских курганах (100 год до н.э. – 200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. Также искусство лоскутного шитья было известно на Востоке: древние лоскутные турецкие ковры поражают своей искусностью и гармоничным сочетанием деталей. И разве создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера это не лоскутное шитье?
До середины XVIII века все ткани в России изготавливались вручную на ткацких станках. Долгие зимние вечера коротали свое время девицы и женщины за рукоделием: прялкой, ткацким станком, пяльцами.
Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть.
Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков, которые шли на удлинение детской одежды, украшение подолов рубах, рукавов и оплечий.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Имеющее древние корни, искусство лоскутного шитья остается актуальным и по сей день. Мы приглашаем всех желающих прикоснуться к этому удивительному ремеслу под чутким руководством наших мастериц.
Автор: Ольга Каркавцева