Каламкар: восточное искусство печати на ткани

  1. Главная
  2. Журнал
  3. Каламкар: восточное искусство печати на ткани

Каламкар – разновидность декоративной ткани и техника украшения ткани ручной росписью пером и кистью в сочетании с набойкой. Наибольшей известностью пользуются иранские и индийские каламкары.  

Создавались каламкары общими усилиями набойщика, наносившего орнамент, и художника, который работал с сюжетом росписи. Для создания каламкаров могли использовать самые разные ткани: лен, конопляное полотно, шерсть, шелк, хлопок. Но все-таки лучше всего для данной работы подходила хлопчатобумажная ткань. Местные восточные ткани – ситец, нашур и карбас – были также популярны. Стоит отметить, что в искусстве каламкара все же больше ценились штампы, уникально изготовляемые для той или иной мастерской. Ткани же в основном могли закупать в качестве бланковых несколько мастерских у одного поставщика. 

Полотно декорировалось с помощью калыбов, деревянных штампов, которые изготавливал резчик по дереву. Дощечки для набоек ценились гораздо больше чем ткани для основы каламкари, их реставрировали, полировали и всячески берегли, в отличие от металлических гравировальных инструментов, которые спокойно выбрасывали при порче. Для изготовления штампов для нанесения контура использовали грушу, самшит, орех и бук. Мягкие породы дерева шли на изготовления штампов для нанесения орнамента. 

Новую форму для нанесения краски обрабатывали составом, включающим сандаловое масло. Для различных красок использовали разные формы. Многоцветные композиции создавались наложением одного цвета на другой. Качество калыбов во многом влияло на качество каламкаров.

Перед нанесением рисунка проделывались подготовительные работы. Кусочки ткани нужного размера выдерживали в кипятке с разложившимся овечьим навозом. Затем ткань промывалась и просушивалась на солнце. Далее полотна помещали в ёмкости с пастой из чернильных орешков и опять сушили. Затем ткань расстилали и приступали к набивке рисунка.

Как правило, для изготовления каламкара использовались 4 краски. В первую очередь на полотно накладывался чёрный цвет, который составлял основу композиции. Затем набивался контур узоров темной краской. За контуром следовал слой красного цвета. После создания достаточно темной основы в ход шла желтая и синяя краски. Ткань промывалась и сушилась после наложения каждого цвета. 

Мастера использовали натуральные красители. Для черного цвета – виноградная лоза, прочие – из плодов и листьев грецкого ореха, кожуры граната, корня марены, разных трав. К концу XIX века стало распространено использование анилиновых красителей для дополнительной подцветки. Основной узор как и прежде был нанесен стойкими натуральными красителями. Финальный рисунок полотна дорабатывался кистью. 

Ценность каламкара определялась качеством нанесения на него рисунка. Чем менее заметен был поэтапный характер работы, тем выше считалось искусство мастерской.

В Ин­дии искусство изготовления каламкаров  сло­жи­лось к пе­рио­ду ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Производство ри­ту­аль­ных каламкаров до­ны­не со­хра­ня­ет­ся вбли­зи круп­ных ин­ду­ист­ских хра­мо­вых цен­тров (Ка­ла­ха­сти, Ти­ру­па­ти). Каламкары слу­жат в хра­мах в ка­че­ст­ве на­стен­ных пан­но, за­на­ве­сей и бал­да­хи­нов, зад­ни­ков для те­ат­ра­ли­зованных пред­став­ле­ний и так далее. Эта традиция применения каламкаров также связана с отсутствием обычая покрывать стены жилищ и храмов росписями. Из­го­тов­ле­ние хра­мо­вых каламкаров рас­смат­ри­ва­ет­ся как осо­бый ри­ту­ал при­да­ния об­ра­за бо­жест­вам и другим куль­то­вым пер­со­на­жам, в свя­зи с чем ма­стер-чит­ра­кар пе­ред ра­бо­той по­стит­ся и со­вер­ша­ет очистительные об­ря­ды. Стиль рос­пи­си и тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны. Сю­же­ты – сце­ны из ин­дуи­ст­ской ми­фо­ло­гии и эпо­са. Ико­но­гра­фия во­схо­дит к ка­но­нам хра­мо­вых на­стен­ных рос­пи­сей: ли­ца изо­бра­жа­ют­ся в про­филь с боль­ши­ми гла­за­ми, кон­тур вы­пол­нен крас­ны­ми или черными то­чеч­ны­ми ли­ния­ми, фи­гур­ки бо­гов го­лу­бо­го цве­та, де­мо­нов – крас­но­го, жен­ские – зо­ло­ти­сто-желтого.

Наиболее известный центр изготовления иранских каламкаров – город Исфахан. Декор иранских полотен близок к настенным росписям и декору ковров. Среди традиционных мотивов: вырастающие из вазона цветы, кипарисы, цветущая лоза, пары зверей и птиц. 

Осо­бую груп­пу иранских каламкаров со­став­ля­ют мо­лит­вен­ные ков­ри­ки (сед­жа­де) с изо­бра­же­ния­ми ниш-мих­ра­бов и над­пи­ся­ми, а так­же за­на­ве­си (пар­дэ) с сю­жет­ны­ми сце­на­ми (свадь­ба, жи­тия свя­тых и др.), ко­то­рые слу­жи­ли ил­лю­стра­ция­ми к ис­то­ри­ям, пред­став­ляе­мым бро­дя­чи­ми рас­сказ­чи­ка­ми. С XVI века иранские каламкары иран ста­ли важ­ным пред­ме­том тор­гов­ли с Рос­си­ей и позд­нее ока­за­ли влия­ние на де­кор и тех­ни­ку производства русских сит­цев.

Наиболее интересным сюжетом для иранских каламкаров служила поэма «Семь красавиц» классика персидской поэзии Низами Гянджеви. В основу сюжета поэмы положена легенда о сасанидском шахе Бахрам Гуре. Почти половину всей поэмы составляют семь рассказов жен Бахрама — царевен, живущих в семи дворцах (в шатрах), каждый из которых, в соответствии с древней мифологией, посвящён какой-либо планете и дню недели и имеет соответствующий цвет. Так, Бахрам Гур влюбляется в семь принцесс из семи стран, берет их в жены и каждой строит по дворцу. Индийская принцесса ожидает Бахрама Гура в своем черном дворце по субботам и соответствует планете Сатурн. Китайская принцесса – Солнце – принимает гостя в воскресенье в замке желтого цвета. В зеленом замке живет принцесса из Хорезма и ждет в гости Бахрама Гура в понедельник под светом Луны. Вторник и замок красного цвета принадлежит сакалибской принцессе, как и планета Марс. Принцесса из Магриба живет в бирюзовом замке под покровительством Меркурия и ожидает Бахрама Гура в среду. Четверг отдан Юпитеру и римской принцессе, проживающей в замке цвета сандалового дерева. В пятницу Бахрам Гур отправляется в белый замок иранской принцессы, которой покровительствует планета Венера.

Со временем импортные фабричные ткани вытесняют каламкары, а ремесло начинает затухать. В XX веке на Востоке еще изготавливают набивные каламкары и персидские ковры, имеющие спрос на рынке экспорта. Рисованные каламкары незаметно исчезают и сейчас их встретить практически невозможно.

Наши курсы:

Меню