Каламкар – разновидность декоративной ткани и техника украшения ткани ручной росписью пером и кистью в сочетании с набойкой. Наибольшей известностью пользуются иранские и индийские каламкары.
Создавались каламкары общими усилиями набойщика, наносившего орнамент, и художника, который работал с сюжетом росписи. Для создания каламкаров могли использовать самые разные ткани: лен, конопляное полотно, шерсть, шелк, хлопок. Но все-таки лучше всего для данной работы подходила хлопчатобумажная ткань. Местные восточные ткани – ситец, нашур и карбас – были также популярны. Стоит отметить, что в искусстве каламкара все же больше ценились штампы, уникально изготовляемые для той или иной мастерской. Ткани же в основном могли закупать в качестве бланковых несколько мастерских у одного поставщика.
Полотно декорировалось с помощью калыбов, деревянных штампов, которые изготавливал резчик по дереву. Дощечки для набоек ценились гораздо больше чем ткани для основы каламкари, их реставрировали, полировали и всячески берегли, в отличие от металлических гравировальных инструментов, которые спокойно выбрасывали при порче. Для изготовления штампов для нанесения контура использовали грушу, самшит, орех и бук. Мягкие породы дерева шли на изготовления штампов для нанесения орнамента.
Новую форму для нанесения краски обрабатывали составом, включающим сандаловое масло. Для различных красок использовали разные формы. Многоцветные композиции создавались наложением одного цвета на другой. Качество калыбов во многом влияло на качество каламкаров.
Перед нанесением рисунка проделывались подготовительные работы. Кусочки ткани нужного размера выдерживали в кипятке с разложившимся овечьим навозом. Затем ткань промывалась и просушивалась на солнце. Далее полотна помещали в ёмкости с пастой из чернильных орешков и опять сушили. Затем ткань расстилали и приступали к набивке рисунка.
Как правило, для изготовления каламкара использовались 4 краски. В первую очередь на полотно накладывался чёрный цвет, который составлял основу композиции. Затем набивался контур узоров темной краской. За контуром следовал слой красного цвета. После создания достаточно темной основы в ход шла желтая и синяя краски. Ткань промывалась и сушилась после наложения каждого цвета.
Мастера использовали натуральные красители. Для черного цвета – виноградная лоза, прочие – из плодов и листьев грецкого ореха, кожуры граната, корня марены, разных трав. К концу XIX века стало распространено использование анилиновых красителей для дополнительной подцветки. Основной узор как и прежде был нанесен стойкими натуральными красителями. Финальный рисунок полотна дорабатывался кистью.
Ценность каламкара определялась качеством нанесения на него рисунка. Чем менее заметен был поэтапный характер работы, тем выше считалось искусство мастерской.
В Индии искусство изготовления каламкаров сложилось к периоду раннего Средневековья. Производство ритуальных каламкаров доныне сохраняется вблизи крупных индуистских храмовых центров (Калахасти, Тирупати). Каламкары служат в храмах в качестве настенных панно, занавесей и балдахинов, задников для театрализованных представлений и так далее. Эта традиция применения каламкаров также связана с отсутствием обычая покрывать стены жилищ и храмов росписями. Изготовление храмовых каламкаров рассматривается как особый ритуал придания образа божествам и другим культовым персонажам, в связи с чем мастер-читракар перед работой постится и совершает очистительные обряды. Стиль росписи и техника изготовления строго регламентированы. Сюжеты – сцены из индуистской мифологии и эпоса. Иконография восходит к канонам храмовых настенных росписей: лица изображаются в профиль с большими глазами, контур выполнен красными или черными точечными линиями, фигурки богов голубого цвета, демонов – красного, женские – золотисто-желтого.
Наиболее известный центр изготовления иранских каламкаров – город Исфахан. Декор иранских полотен близок к настенным росписям и декору ковров. Среди традиционных мотивов: вырастающие из вазона цветы, кипарисы, цветущая лоза, пары зверей и птиц.
Особую группу иранских каламкаров составляют молитвенные коврики (седжаде) с изображениями ниш-михрабов и надписями, а также занавеси (пардэ) с сюжетными сценами (свадьба, жития святых и др.), которые служили иллюстрациями к историям, представляемым бродячими рассказчиками. С XVI века иранские каламкары иран стали важным предметом торговли с Россией и позднее оказали влияние на декор и технику производства русских ситцев.
Наиболее интересным сюжетом для иранских каламкаров служила поэма «Семь красавиц» классика персидской поэзии Низами Гянджеви. В основу сюжета поэмы положена легенда о сасанидском шахе Бахрам Гуре. Почти половину всей поэмы составляют семь рассказов жен Бахрама — царевен, живущих в семи дворцах (в шатрах), каждый из которых, в соответствии с древней мифологией, посвящён какой-либо планете и дню недели и имеет соответствующий цвет. Так, Бахрам Гур влюбляется в семь принцесс из семи стран, берет их в жены и каждой строит по дворцу. Индийская принцесса ожидает Бахрама Гура в своем черном дворце по субботам и соответствует планете Сатурн. Китайская принцесса – Солнце – принимает гостя в воскресенье в замке желтого цвета. В зеленом замке живет принцесса из Хорезма и ждет в гости Бахрама Гура в понедельник под светом Луны. Вторник и замок красного цвета принадлежит сакалибской принцессе, как и планета Марс. Принцесса из Магриба живет в бирюзовом замке под покровительством Меркурия и ожидает Бахрама Гура в среду. Четверг отдан Юпитеру и римской принцессе, проживающей в замке цвета сандалового дерева. В пятницу Бахрам Гур отправляется в белый замок иранской принцессы, которой покровительствует планета Венера.
Со временем импортные фабричные ткани вытесняют каламкары, а ремесло начинает затухать. В XX веке на Востоке еще изготавливают набивные каламкары и персидские ковры, имеющие спрос на рынке экспорта. Рисованные каламкары незаметно исчезают и сейчас их встретить практически невозможно.